В.В. Конецкий сказал: "Судно является единственным творением человеческих рук, которому при рождении дают имя".
Первые попытки сохранять исторические корабли сделал Петр I. Он решил сохранять эти памятники морской славы. Первыми кораблями, удостоенными чести быть памятниками, стали фрегат "Штандарт" и "Элефант". В 1732 году количество охраняемых судов перешагнуло за двадцать. Конечно, методы хранения кораблей были далеки от совершенства, поэтому многие из них сгнили и были разобраны. На сегодняшний день в России только два судна считаются памятниками федерального значения.
До сих пор бороздит моря парусное судно «Седов». Его построили в 1921 году (в Германии), назвав Magdalene Vinnen. А по окончании Великой Отечественной войны корабль подарили Советскому Союзу, потом, в начале девяностых годов прошлого века его передали в распоряжение Мурманского университета. Судно было занесено в «Книгу рекордов Гиннеса», ведь оно представляет собой самое крупное в мире парусное судно, которое сохранено до сегодняшних дней.
Историческое судостроение.
Благодаря историческому судостроению в России вновь возрождаются парусные суда, причем строят их с соблюдением полностью всех исторических технологий.
Первую реплику в России спустили на воду в 1903 году. Сейчас запланировано воссоздать парусный линейный корабль "Гото Предестинация", который спроектировал лично Петр I.
В нашей стране проживают признанные во всем мире мастера исторического судостроения. В музее «Полярный Одиссей» находятся копии исторических парусных судов, причем все они являются действующими. Верфь "Варяг" - здесь, руками энтузиастов, воссоздаются копии исторических парусных судов 14 - 17 веков. Были созданы реплики ботиков Петра I и Екатерины, плавающие копии старинных парусников для различных кинофильмов.