История плотин Москва-реки

12 марта 2012
article103.jpg

Без гидротехнических сооружений невозможно представить современную Москву. Такое же положение дел отличало столицу и в прежние времена. Так, из-за огромных перепадов уровня реки судоходство по Москве-реке было затруднено, а наводнения были довольно грозными. Потому совсем не удивительно, что первые гидротехнические сооружения на основной реке столицы России появились еще в древности.

Так, в период с 1783 по 1786 год около Кремля вдоль излучины реки был проложен Водоотводный канал. Его проложили с целью защиты от наводнений, а также для ремонта мостов. За 2 года (1836—1837) для подъема уровня воды в реке были построены Краснохолмский шлюз и Бабьегородская плотина. В итоге Водоотводный канал стал судоходным.

Необходимо отметить, что в 1873 году было основано «Товарищество Москворецкого туерного пароходства». Цель его создания состояла в развитии водного транспорта на реке. К 1878 году данное Товарищество построило целых шесть плотин с несколькими шлюзами. Данные плотины, а именно Прервинская, Бесединская (сегодня называется им. Трудкоммуны), Софьинская, Андреевская, Северская, Фаустовская смогли обеспечить проход судов с осадкой до 90 сантиметров, начиная от устья речки и фактически до самого города Москвы.

Безусловно, ни один из гидроузлов тех лет не сохранился в своем первоначальном виде до наших времен. Все они неоднократно переоборудовались и усовершенствовались. Большинство из них впервые прошли реконструкцию лишь в 30-х годах ХХ века.

В это же время была построена и Карамышевская плотина, которая представляет собой гидроэлектростанцию, построенную по русловой схеме. Необходимо также отметить, что примерно в этот же период были разобраны за ненадобностью Краснохолмская и Бабьегородская плотины и Краснохолмский шлюз. Интересно, что последний в истории сохранился в наименованиях Шлюзовой набережной и Шлюзового моста. Заметим, что, в сущности, указанные выше плотины и образуют сегодня Москворецкую шлюзованную систему.

Комментарии (2)

  • OOr # 14 апреля 2012 в 23:56 +2
    Да, без шлюзов на реке Москва не было бы судоходства. Но и реконструкция нужна уже давно.
  • Anuta # 23 апреля 2012 в 00:30 +1
    Смотрела на каком-то сайте старые фотографии Москвы. Возле Кремля было в начале 20 века все по-другому. И сараи какие-то стояли возле стен Кремля, и причалы деревянные и дороги толком не было.
Голоса Городов - независимый информационный портал
Велосипедная карта
города Москвы

Календарь событий

Июнь 2019
Пн   3 10 17 24  
Вт   4 11
18 25  
Ср   5 12 19 26  
Чт   6 13 20 27  
Пт   7 14 21 28  
Сб 1 8 15 22 29  
Вс 2 9 16 23
30  

Велосезон в Москве
Разработка сайта СОКОЛ - студия web дизайна
Copyright © 2009-2019 - О теплоходах