Так, в период с 1783 по 1786 год около Кремля вдоль излучины реки был проложен Водоотводный канал. Его проложили с целью защиты от наводнений, а также для ремонта мостов. За 2 года (1836—1837) для подъема уровня воды в реке были построены Краснохолмский шлюз и Бабьегородская плотина. В итоге Водоотводный канал стал судоходным.
Необходимо отметить, что в 1873 году было основано «Товарищество Москворецкого туерного пароходства». Цель его создания состояла в развитии водного транспорта на реке. К 1878 году данное Товарищество построило целых шесть плотин с несколькими шлюзами. Данные плотины, а именно Прервинская, Бесединская (сегодня называется им. Трудкоммуны), Софьинская, Андреевская, Северская, Фаустовская смогли обеспечить проход судов с осадкой до 90 сантиметров, начиная от устья речки и фактически до самого города Москвы.
Безусловно, ни один из гидроузлов тех лет не сохранился в своем первоначальном виде до наших времен. Все они неоднократно переоборудовались и усовершенствовались. Большинство из них впервые прошли реконструкцию лишь в 30-х годах ХХ века.
В это же время была построена и Карамышевская плотина, которая представляет собой гидроэлектростанцию, построенную по русловой схеме. Необходимо также отметить, что примерно в этот же период были разобраны за ненадобностью Краснохолмская и Бабьегородская плотины и Краснохолмский шлюз. Интересно, что последний в истории сохранился в наименованиях Шлюзовой набережной и Шлюзового моста. Заметим, что, в сущности, указанные выше плотины и образуют сегодня Москворецкую шлюзованную систему.