Во-первых, это речные пароходства, которые поделили между собой пассажирский флот, а, во-вторых, круизные специализированные компании, берущие у них теплоходы в аренду и создающие туристический продукт. Последний означает формирование маршрута, рекламирование и продажу путевок, наем поваров и официантов, а также аниматоров и гидов. За команду теплохода, как и за поддержание его в рабочем состоянии отвечает в любом случае судовладелец.
Как правило, все круизные российские компании организовывают свою работу на двух-, трех- и четырехпалубных теплоходах. Необходимо отметить, что от прогулочных аналогов, которые в последние годы все более востребованы для проведения корпоративных мероприятий, выпускных вечеров и свадеб, данные суда выделяются размером и, разумеется, наличием отдельных кают. Заметим, что все без исключения теплоходы, бороздящие отечественные речки в круизах, были построены еще в советское время в братских странах социалистического лагеря, а некоторые и в Австрии. При этом отдельные суда, остающиеся на плаву, уже давно отметили полувековой юбилей.
Компании, которые владеют судами, также нередко сохранили свои советские, а некоторые и дореволюционные наименования, хотя фактически все они принадлежат частным лицам. Крупнейшими современными судовладельцами выступают Волжское пароходство (круизных судов - 28), речное Московское пароходство (16), Северо-Западное (6). Уточним, что круизный бизнес для данных пароходств — не единственный: занимаются они и грузовыми перевозками. Московское речное пароходство, к примеру, является владельцем больше 200 самоходных буксирных, грузовых и несамоходных судов.