Судовым называют особый вид дизельного топлива, который используется в энергетических установках судов морского и речного транспорта. До недавних пор существовало более десяти его марок и около сорока различных смесей. В настоящее время созданы унифицированные виды: судовое высоковязкое и маловязкое. Они значительно отличаются по свойствам и имеют разную область применения. По сравнению с дизельным, в них выше содержание серы, но меньше допустимое количество воды.
По способу получения судовое маловязкое топливо является среднедистиллятным. Его компонентами являются прямогонные дистилляты и продукты вторичной перегонки – газойли. Его используют для дизельных двигателей судов водного и морского транспорта, которые классифицируются как среднеоборотные и высокооборотные, а также для газовых турбин судов. Так как вязкость его низкая, можно подавать данный вид топлива без предварительного подогрева. Оно отличается более низкой температурой замерзания, чем дизельное топливо, имеет сложный состав и специальные присадки.
Высоковязкое топливо подразделяется на три марки: легкое, тяжелое и сверхтяжелое.
К тяжелым относятся флотские мазуты. Их сжигают в топках энергетических установок судов, но данный вид горючего отличается от обычных топочных мазутов. Судовое тяжелое топливо имеет меньшую вязкость, более высокую чистоту по содержанию твердых примесей и воды и, следовательно, у него ниже температура застывания.
Используется флотские мазуты двух марок, которые отличаются вязкостью и допустимым процентом содержания серы. В мазуте Ф-5 ниже вязкость, чем в Ф-12, но меньше допустимый процент содержания серы.
Для получения флотских мазутов используют процесс прямой перегонки нефти, в составе Ф-5 могут использоваться до пятой части добавки продукта вторичной перегонки – керосино-газойлевой фракции – либо до 40% добавки дизельного топлива и специальных присадок.
В настоящее время на рынок судового топлива значительное влияние оказывают международные природоохранные организации. Согласно требованиям Международной морской организации действуют ограничения на содержание серы. В зависимости от количества данного элемента существует три вида с массовой долей менее 0,5%, 1% и 1,5%. Определены зоны в мировом океане, в пределах которых разрешено сжигание только определенного вида топлива.