Суда подобного класса давно стали привычными для тех русских городов, где есть речное пассажирское судоходство. Речные трамвайчики сравнительно невелики, помещения их рассчитаны максимум на 100-200 пассажиров. В российской столице речные трамваи постепенно перестали выполнять роль общественного транспорта и перешли в экскурсионно-прогулочную нишу.
Впервые речные трамваи появились у пристаней Петербурга, Нижнего Новгорода, Киева и ряда других городов в начале XX века. Тогда они представляли собой небольшие паровые катера.
В Москве на речные магистрали эти суда вышли позже, в 1923 году. Желающих поплавать на них по Москве-реке было много, и спустя восемь лет Московско-Окское управление речного транспорта открыло в столице линию, соединившую причал у Дорогомиловского моста с районом автозавода АМО (современный ЗИЛ). Через некоторое время было создано специализированное Московское пригородное пароходство. Флот состоял из 40—100-местных катеров, а позже пополнился 250-местными теплоходами типа «Москвич».
Возьмем для примера типичного речного трамвая теплоход, который спроектировали в 1930 году. Это был мелкосидящий катер, поскольку речным трамваям надо было швартоваться не только к стационарным пристаням и дебаркадерам, но и к причалам у самого берега. Катера создавались небольшими и короткими, иначе им было бы сложно разворачиваться и маневрировать около берегов и расходиться с другими судами.
Поначалу катера оснащали импортными моторами, а потом на них стали устанавливали дизели,выпускавшиеся Воронежским заводом.
Чтобы ускорить постройку и сделать ее более дешевой, теплоходы предполагалось делать деревянными или композитными. Впрочем, когда руководство Речсоюзверфи наладило массовый выпуск речных трамваев, то их стали изготавливать и с металлическими, клепаными или сварными корпусами.
С точки зрения конструкции это были суда с острыми обводами носовой части и полутуннельной кормой, которая защищала винты и руль от ударов о подводные препятствия. В средней части корпуса, ближе к корме, размещалось машинное отделение с дизелем, топливным баком на 250 л и осветительный агрегат марки Л-3. Для пассажиров предназначалось закрытое помещение в носовой надстройке, а также площадки на ее крыше и на основной палубе — прямо за ходовой рубкой. Там устанавливалось 119 сидений, похожих на те, что ставились в салон обычных трамваев. Другие пассажиры в часы пик вынуждены были стоять в проходах между креслами и вдоль бортов, у рубки. Особых неудобств это не доставляло, так как рейсы были не очень долгими.
В середине 30-х годов речные трамваи стали частью транспортной системы Москвы, Ленинграда, Горького, Сталинграда, Ростова-на-Дону и других городов. Тогда же был разработан проект речного трамвая повышенной, до 250 человек, вместимости — для пригородных линий, где рейсы были двух- и трехчасовые. Эти суда уже оборудовали полноценными салонами, буфетом и туалетом, для команды предназначались небольшие кубрики. Что интересно, такие трамвайчики выпускались в трех вариантах. В Днепропетровске их делали металлическими, в Горьком — композитными, а на Московской и Городецкой верфях — деревянными.
Вскоре конструкторы приступили к разработке проектов новых речных трамваев. Стояла задача ускорить суда, повысить пассажировместимость и сделать более комфортные салоны. Но помешала начавшаяся война...
В годы Великой Отечественной Войны небольшие мирные катера, как и многие другие суда речного флота, были мобилизованы и зачислены в списки военных речных флотилий. Какая-то часть их стала мелкосидящими тральщиками и сторожевиками. Другие же использовали для военных перевозок.
На этих суденышках перебрасывались в горящий Сталинград боеприпасы, подкрепления, вывозились раненые. Они участвовали в переправе красноармейцев и командиров к Ораниенбауму, через Невскую губу, в ноябре 1943 года. «Флотилия состояла из пяти бывших речных трамваев,— писал военный корреспондент П. Капица.— Когда-то эти суденышки, сияя белизной и чисто вымытыми зеркальными стеклами, плавали по Неве... И пошли наши «трамваи» не только по Неве ходить, но и залива не боятся! За ночь почти батальон можем переправить».
Через три года после Победы, в 1948 году, на Московском судостроительном и судоремонтном заводе выпустили новый пассажирский катер «Москвич». По размерам и вместимости он несильно отличался от 50-сильного речного трамвая, но был быстроходнее и комфортнее. «Москвичи» строились крупносерийно на ряде верфей и работали на многих акваториях — от Финского залива до Амура. Одновременно строился «Москвич-озерный», назначение которого понятно из названия.
Через девять лет корабелы «Красного Сормова» построили первые в мире пассажирские теплоходы на подводных крыльях «Ракета», а на смену «Москвичам» постепенно начали приходить 150-местные теплоходы «Москва» и «Московский», катамараны «Волга». Вскоре появились и 100-местные речные трамваи многоцелевого назначения.
На фото речной трамвайчик у пристани в Парке Горького.