Было принято решение подавать воду из реки Волги. На первый взгляд, соединить Москву-реку и Волгу казалось невозможным, ведь требовалось преодолеть 128 км лесов, болот и прочего бездорожья.
Но канал был вырыт за 4 года и 8 месяцев, что для того времени фантастически быстро. Конечно, история умалчивает, сколькими жизнями заключенных ГУЛАГа пришлось пожертвовать. Понятно, что счет шел на тысячи…
Итак, первый грунт из предполагаемого канала был вынут 3 сентября 1932 года в районе Химок, а ранней весной 1937 грандиозная стройка была почти завершена. 23 марта было принято решение «остановить Волгу», чтобы наполнить канал и Московское море водой. Течение в Волге было приостановлено на 3 минуты, а огромный водный поток обрушился на плотину. Все механизмы и щиты выдержали испытание идеально. Позже щиты приподняли на четверть метра, и через 13 дней Московское море (Иваньковское водохранилище) было заполнено.
2-го мая 1937 года флотилия белоснежных теплоходов впервые прошла по шлюзам с верхней Волги в Северный речной порт и остановилась у Химкинского речного вокзала. А уже 15 июля канал был торжественно открыт для пассажирских и грузовых судов. С тех пор основные функции Канал имени Москвы выполняет без каких-либо трудностей
Стоит отметить и эстетическую составляющую. Канал украсил Подмосковье, наполнил русло Москвы-реки и ее притоков чистой водой, тем самым превратив ее в градообразующую ось столицы.