Во-первых, это речные пароходства, поделившие пассажирский флот между собой, а также специализированные круизные компании, которые арендуют у них теплоходы и собственно создают туристический продукт. Он включает в себя определение маршрута, рекламу и продажу путевок, наем персонала (поваров, официантов, аниматоров, гидов). Очень важно понимать при этом, что за состояние теплохода, как и за его команду ответственность несет не круизная компания, а в любом случае, судовладелец.
Круизные же компании чаще всего собственных плавсредств не имеют и потому арендуют их у пароходств. Заметим, что аренда теплохода обходиться может круизной компании и в $10, и в $15 тысяч в сутки. Обычно, оплачивать приходится и портовые сборы, и отгрузку мусора и отхожих вод на берег, и содержание обслуживающего персонала, и пассажиров. Главной же статьей затрат выступает, как ни странно, топливо. Немногие знают, что 4-палубный теплоход нуждается в 4 тоннах дизельного топлива ежедневно во время стоянки и примерно в 9 тоннах на ходу. При стоимости тонны дизтоплива в 26,5 тыс. руб. эти затраты, конечно, становятся ключевыми для арендатора. Усугубляет ситуацию и то обстоятельство, что теплоходы оборудованы советскими старыми двигателями, которые и от Mercedes, и от Volvo Penta по показателям экономичности отличаются весьма значимо.
Однако и у судовладельцев имеются свои расходы. Так, кроме содержания команды, а также текущих расходов на поддержание корабля в подобающем состоянии доводится выделять средства на ремонтные работы, которые старому теплоходу нужны фактически ежегодно. Каждое пятилетие судно обязано проходить более скрупулезный осмотр — слипование, стоимость которого никак не меньше миллиона рублей.