Большинство современных круизных компаний чаевые включают сразу же в стоимость круиза или же к окончательному бортовому счету добавляют отдельной строкой. В том случае, если ваша круизная компания придерживается именно такой политики, даже от предложенных вами чаевых стюард, скорее всего, вежливо откажется.
Также есть на рынке и такие круизные компании, которые официально придерживаются политики «без чаевых», но, на деле, платить обслуживающему персоналу вам придется много и практически за все. В подобных компаниях, как бы странно это не звучало, порядка 90% от той суммы, которую получает сотрудник за свою работу, зависит от суммы оставленных ему чаевых.
Компании, которые приветствуют чаевые, причем делают это на официальном уровне, обычно в конце путешествия передают пассажирам конверты для чаевых. В таких конвертах, кстати, будут содержаться некоторые рекомендации относительно суммы вознаграждения персоналу. Кроме того, на подобных лайнерах к каждому вашему счету в баре будет традиционно добавляться 15% от суммы.
На борту круизных кораблей традиционно работают, так называемые DUTY FREE магазины. В таких магазинах вы сможете приобрести различные товары: начиная от одежды и парфюмерии, и заканчивая предметами первой необходимости. Однако сразу учтите, что на период остановки в портах такие магазины традиционно закрываются и сделать покупку до того, как корабль вновь отправится в путь, у вас не получится. Кстати, для того, чтобы делать покупки в таких магазинах, а также оплачивать повседневные расходы на многих лайнерах вам с радостью выдадут специальные «кредитные карты».