За последние годы в России были построены речные вокзалы только в Ханты-Мансийске и Чебоксарах. Если в 1990 году речным транспортом России было перевезено 682 млн тонн грузов и 90 млн пассажиров, то сегодня перевозится лишь 126 млн тонн грузов и 14 млн пассажиров.
Порты – это самое слабое звено в системе российского речного транспорта. Изношенность причальных сооружений составляет 60–70%, так как все они за малым исключением были построены в 50–60-е годы прошлого столетия. К тому же до сих пор не урегулированы взаимоотношения между государством, выступающим в роли собственника, и эксплуатирующими организациями. А ведь приватизация портового имущества была 20 лет назад. Государство перестало выделять денежные средства для поддержания причальных сооружений в работоспособном состоянии, а акционерные общества не имеют права выделять деньги на ремонт не принадлежащего им имущества.
По статистикие, в 2010 году доля речного транспорта составила немногим более 1% от общего объема перевозок. Перевозки пассажиров и того меньше - 0,1%. Загруженность водных магистралей составляет примерно 50–60% от их пропускной способности. Для сравнения: в Европе доля речного транспорта составляет 12% и к 2030 году должна вырасти до 16-17%.
Конечно, речной транспорт России сильно зависим от сезонности. Однако в начальный и конечный периоды навигации водные пути используются недостаточно активно. К примеру, уже несколько лет подряд вскрытие реки Оки ото льда происходит на месяц раньше тех сроков, которые установлены для начала навигации.
Другая серьезнейшая проблема - это флот. Время диктует необходимость его кардинального обновления. Средний возраст судов, эксплуатируемых сегодня на внутренних водных путях, достигает 32,5 лет. По мнению экспертов, к 2020 году необходимо будет вывести из эксплуатации около 80% судов. Поэтому уже сегодня нужно как можно активнее поддерживать и развивать судостроение, чтобы было на чем плавать через 10 лет.
Кроме того, стоит отметить, что, несмотря на вступление России в ВТО, внутренние водные пути России по-прежнему закрыты для захода иностранных судов. Появление судна с иностранным флагом возможно лишь в результате двусторонних соглашений. То есть 100% грузов и пассажиров перевозится сегодня по внутренним водным артериям отечественными компаниями.