Сооружения Канала имени Москвы использовались в ходе московской оборонительной операции 1941-1942 годов. Немцы планировали окружить Москву с севера и юга («взять в клещи»). Во избежание этого из канала и водохранилищ на пути наступающих с севера немецких войск была спущена вода, что остановило их продвижение на этом направлении.
У входа в канал установлен памятник В.И.Ленину, который является вторым по величине памятником вождю мирового пролетариата.
Напротив этого раньше стоял еще один памятник, о котором сегодня напоминает только громадный гранитный пьедестал. Памятник Сталину был разрушен вместе с развенчанием культа его личности. А в 1939 году памятник красовался на своем месте.
Кстати, еще Петр I предполагал соединить реку Москву с рекой Волгой, чтобы усилить роль Москвы в качестве торгово-промышленного центра. План сооружения канала относится к последним годам царствования императора (1721—1722).
Всего было предложено три варианта:
· От Москвы-реки вверх по Яузе до впадения Лихоборки, затем по Лихоборке к Коровьему Врагу, откуда соединительный прокоп в 8 верст до Клязьмы, потом по Клязьме до села Воскресенского, где предполагался прокоп на протяжении 1,5 версты до речки Каменки. Далее вниз по Каменке до Волгуши, по Волгуше до Яхромы и вниз по Яхроме до Дмитрова. Вариант предусматривал 123 шлюза на протяжении 128 верст.
· От Москвы-реки до Истры, по Истре до реки Катыш, вверх по ней до ручья Подоры. Далее прокоп в 3,5 версты до реки Сестры, а по ней до Рогачевской пристани. 123 шлюза на протяжении 228 верст.
· От Москвы-реки вверх по Яузе до села Мытищи, оттуда через Работный буерак прокоп 8 верст до реки Клязьмы, затем до реки Учи, где вновь прокоп в 8 верст, далее по Уче в реку Вязь, по ней в реку Дубровку, от которой через Быковское болото прокоп в 3 версты до реки Икши, далее вниз по Икше — в реку Яхрому и по ней до Дмитрова. Всего 41 шлюз на протяжении 103 вёрст.
Первый и третий варианты наиболее близки к современной трассе канала. Сегодняшний Канал имени Москвы короче и имеет всего 7 шлюзов. Уровень развития техники в те времена не позволял осуществлять крупные земляные работы, поэтому авторы проектов выбирали варианты с наименьшими затратами. К мысли о постройке канала в дальнейшем возвращались не один раз. В 1844 году даже построили участок канала между Истрой и Сестрой, но далее дело застопорилось.