Данные корабли фактически полностью вытеснили из этой ниши пароходы. Лишь некоторые скоростные корабли применяют турбинные силовые установки (впрочем, эти корабли-турбоходы, тоже зачастую причисляют к теплоходам).
Также необходимо отметить, что дизель-электрические энергетические установки применяют и на неатомных подводных лодках, во время их надводного хода.
Интересно, что самые первые дизельные корабли на планете появились именно в нашей стране. Случилось это благодаря компании под названием «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель». Именно Нобели воплотили в жизнь изобретение инженера Дизеля.
Перечислим первые российские теплоходы. Это «Вандал» (1903) и «Сармат» (1904), «Коломенский» и «Илья Муромец» (соответственно - 1907 и 1908 гг.), «Лезгин» и «Дело (1908), «Опыт» и «Урал» (1910, 1911), «Инженер Кройво» (1912) и «Данилиха» (1913, см. фото). В 1915 году был спущен на воду сухогруз «Москвич», который стал первым в мире буксиром-теплоходом с горизонтальным двигателем
За пределами Российской империи производить теплоходы стали в Германии в 1911 году, а в Дании и Великобритании в 1912. Массовым же видом транспорта теплоходы стали лишь к тридцатым годам. Данный факт подтверждает регистр Ллойда, согласно которому в 1930 году они представляли около 10% гражданского мирового флота. Примечательно, что в 1974 году, по данным этого же источника, они составляли 88,5% гражданского мирового флота. Такой быстрый захват рынка обуславливался более высоким КПД, меньшим расходом топлива, большей грузоподъёмностью и большим запасом хода, а также более высокой надёжностью двигателя.