До революции в столице России имелось несколько причалов частных, которые были расположены по обоим берегам Москвы-реки, начиная от Устьинского моста и заканчивая деревней Новинки (немного выше Нагатина). Первая попытка создания речного Московского порта была предпринята в 1902-1909 годах. К сожалению, она закончилась неудачей.
С развитием промышленности все насущнее становилась проблема создания целостной системы городского флота. Потому к концу 20-х годов ХХ века в результате реконструкции речной системы (Москворецкой) все имевшиеся на реке причалы были соединены в 12 грузовых. Устроены были причалы и рядом с ж/д мостом в районе нынешнего АМО-ЗИЛ. Данные заводские причалы обслуживала ж/д ветка от станции «Лизино».
В 30-х годах ХХ века речная система снова потребовала модернизации, т.к. слишком быстро изменялись запросы промышленных предприятий. В это время практически полностью были ликвидировали все мелкие причалы и в 1935 году вместо них у Нижних Котлов соорудили промышленные большие. Они вдоль реки протянулись на 450 метров и оборудованы были транспортерной механизацией, деревянной эстакадой и крытыми деревянными складами.
В 1939 году была введена в строй первая очередь из грузовых причалов общей протяженности в 1400 метров, сооружена причальная железобетонная стенка на сваях (ранее причалы строили только из дерева). Так, 15 сентября 1939 года был принят в эксплуатацию причал для минерально-строительных грузов, а чуть позже еще 2 причала. В первой половине 1941 были приняты в эксплуатацию еще 5 причалов.