Несколько лет назад столичные энтузиасты разработали план велодороги под названием "Москва-река". Она должна была начинаться от Можайска и тянется вдоль реки по правому берегу, пересекая столицу России и заканчиваясь в Коломне. Длина дороги ни много ни мало 380 км. И ничего удивительного: в Германии, к примеру, длина велодороги "Эльба" составляет 860 км, а велодорога "Дунай" вообще тянется более чем на 1000 км через Германию, Австрию, Венгрию и Румынию.
Московская же велодорога в проекте делилась на 3 части: "Москва-река-Запад" - 150 км, "Москва-река-Центр" - 80 км и "Москва-река-Восток" - 150 км. Идти же она должна была непрерывным асфальтовым полотном по правому берегу реки на расстоянии 10-20 метров от берега в зависимости от рельефа, а в центре Москвы - по тротуарной набережной реки. Ширину асфальтового полотна предполагалось сделать в 3 метра, что позволило бы обеспечить безопасное движение велосипедистов/веломобилей и лыжников/роллеров в попутном и встречном направлениях.
Климатические особенности России позволили бы использовать велодорогу всесезонно. Она могла бы эксплуатироваться велосипедистами и роллерами до установления снежного покрова, после чего ее бы заняли лыжники (декабрь - март).
Проект велодороги "Москва-река" затих, но в 2012 о велосипедистах и дорожках для них вновь заговорили. Пока что результатами стала лишь велосипедная разметка на некоторых отрезках дорог. Но толку от этого чуть. Если прогуляться по городу на велосипеде самому и внимательно посмотреть на то, что творится на дорогах Москвы, а для полноты картины послушать тех, кто регулярно катается по столице на велосипеде, то нетрудно будет понять: одними велодорожками ситуацию не поправить. Выделенные дороги хороши, если есть культура вождения, которой столице очень не хватает.
Давайте будем откровенны: никакой личной и правовой безопасности при ежедневной езде по велодорожкам ждать не стоит. Чуть ли не каждый день пешеходов сбивают на пешеходных переходах (!), пьяные автолюбители врезаются в автобусные остановки, а говоря в целом, около 80% автолюбителей плевали и плюют как на правила дорожного движения, так и на тех, кто должен организовывать порядок на дорогах. Человек за рулем, которому есть дело до кого-то другого на дороге, тем более если этот кто-то передвигается на своих двоих или на велосипеде, - вымирающий вид.
Вероятно, неплохим вариантом мог бы стать так называемый велополитен, который предусматривает строительство крытых велодорожек над землей, а по большей части над набережными Москвы-реки (см. фото). Суть проекта проста. Велополитен представляет собой крытые магистрали - "велотрубы" из пластика или оргстекла. Внутри — по две дорожки в каждую сторону для велосипедистов и отдельная — для пешеходов и колясочников. Для отопления и освещения такой дороги можно использовать солнечную энергию и велогенераторы. Ночью такая "велотруба" отлично бы освещала главную водную артерию города.
Что предпримут власти Москвы дальше в деле развития велотранспорта - посмотрим.