Интересно, что гениальную идею по соединению рек Москвы и Волги приписывают еще Петру I. Однако, если в давние времена раньше канал был нужен в торговых интересах, то в веке XX остро встал вопрос о недостатке воды в столице. Потому с сентября 1932 года на строительство этого канала со всей страны стали сгонять заключенных. Общее их число достигло полутора миллионов человек.
Заметим, что в основном это были «враги народа». Бесплатная рабочая сила сделала данную стройку очень дешевой. Причем данный канал был построен практически вручную, ведь никакой техники не было вовсе. Использовали лопаты и тачки, а также примитивные «журавли», которые поднимали грунт. Грунтовые воды делали работу в нормальных условиях невозможной, люди находились в раскисшей грязи по колено почти постоянно. Питание также было отвратительным, потому не удивительно, что люди ежедневно умирали десятками.
Только к концу строительства стали появляться экскаваторы. Заметим, что проект канала сделал Александр Бачелис, который выступает и автором проектов нескольких мостов. Во время строительства канала Москва-Волга заключенными были вручную подняты практически 200 миллионов кубометров земли, а также уложены около 7 миллионов тонн бетона. Несколько позже ученые подсчитали, что если бы этот грунт погрузить в железнодорожные вагоны, то получившийся состав мог бы 5 с половиной раз опоясать от полюса до полюса земной шар.
Решение об остановке Волге было принято 23 марта 1937 года (фактически эта дата означает наполнению канала водой). Знаменательная же встреча вод двух рек произошла 15 июля 1937 года. Интересно, что уже в 1938 году на данном канале проходили съемки киноленты «Волга-Волга».